Истринская городская прокуратура

Вправе ли руководитель дошкольного учреждения запретить ребенку посещать детский сад по причине отказа родителей делать ребенку пробу р. Манту

Туберкулез является широко распространенным инфекционным заболеванием человека и животных, вызываемым микобактериями туберкулезного комплекса. Основным механизмом передачи возбудителя инфекции является воздушно-капельный (аэрозольный) путь.

Государством выявлению, обследованию и лечению такого опасного для здоровья и жизни человека заболевания, как туберкулез уделяется повышенное внимание.

В целях раннего выявления туберкулеза у детей последним проводится туберкулинодиагностика (1 раз в год вводится внутрикожная аллергическая проба с туберкулином или проба Манту).

Порядок и условия проведения туберкулинодиагностики у детей предусмотрен Федеральными законами от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 18 июня 2001№ 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.2. 3114-13 «Профилактика туберкулеза», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 октября 2013 № 60 (далее – Правила).

В частности пунктом 5.7 Правил установлено, что дети, туберкулинодиагностика которым не проводилась, допускаются в детскую организацию при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания.

Согласно пункту 1.3 Правил их соблюдение является обязательным для физических и юридических лиц.

Указанным выше положениям Правил была дана оценка Верховного суда Российской Федерации (далее ВС РФ) в рамках рассмотрения заявления гражданки Т. о признании их противоречащими п. 3 ст. 7 Федерального закона от 18 июня 2001 № 77-ФЗ, статье 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ, а также Федеральному закону от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и нарушающими право ее несовершеннолетней дочери на получение образования.

Решением ВС РФ от 17.02.2015 № АКПИ14-1454 положения Правил о допуске ребенка, которому не проводилась туберкулинодиагностика, в образовательное учреждение только при наличии заключения врача-фтизиатра, признаны не противоречащими федеральному законодательству. Не установлено и ограничений прав граждан на образование в Российской Федерации, гарантированных Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Таким образом, в случае отказа родителей (законных представителей) ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, от проведения туберкулинодиагностики, и непредоставления ими заключения врача-фтизиатра о состоянии здоровья ребенка, администрацией детского сада может быть принято решение об отказе в допуске ребенка в детский сад, до устранения возникших препятствий.

Право на получение дошкольного образования является бесплатным

В силу статьи 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии со статьей 65 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке.

При установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми следует иметь в виду, что в родительскую плату не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования (часть 4 статьи 65 Федерального закона).

Это связано с тем, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 8 Федерального закона).

Таким образом, взимание денежных средств с родителей (законных представителей) на охрану образовательного учреждения, покупку детских игрушек, учебных пособий помимо взимания родительской платы в дошкольных учреждениях является незаконным.

В случае несоблюдения указанных требований законодательства образовательным учреждением родителям (законным представителям) необходимо направлять в органы прокуратуры заявления (обращения) с указанием конкретных фактов незаконного сбора денежных средств.

Законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность за нарушение прав несовершеннолетних

Конституция Российской Федерации статьей 38 провозглашает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Согласно статье 65 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатации детей.

Неисполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего является отсутствие должного внимания к развитию, поведению ребенка, безразличное отношение к его здоровью, безопасности, учебе, организации досуга и т.п., а также когда поощряется совершение подростком антиобщественных поступков прививаются взгляды, пропагандирующие жестокость, неуважение к закону создаются условия, угрожающие жизни и здоровью несовершеннолетнего.

Под жестоким обращением понимается причинение несовершеннолетним особых физических и психических страданий путем нанесения побоев, причинение легкого вреда здоровью. Родители (законные представители), осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Согласно требованиям ст. 141, 65 Семейного Кодекса Российской Федерации одним из оснований лишения родительских прав является жестокое обращение с детьми.

Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» обязывает органы системы профилактики в пределах своих полномочий обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении.

Согласно требованиям ст. 5.35. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних предусмотрено административное наказание, а в случае если данное деяние соединено с жестоким обращением несовершеннолетних, то виновное лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности по ст. 156 УК РФ.

Истринская городская прокуратура разъясняет